2017-04-19 16:58:32

Главные условия экологической безопасности

В Ноябрьске прошло выездное заседание комитета окружного парламента по промышленности, природопользованию и экологии на тему «Безотходное производство и потребление как условие экологической безопасности в Ямало-Ненецком автономном округе».

В нем приняли участие депутаты окружного парламента, представители исполнительных органов власти и местного самоуправления, контрольных ведомств в сфере природопользования, предприятий ТЭКа, научного сообщества и общественности.  Участники отметили актуальность темы заседания для арктического региона. Ежегодно на территории округа образуется свыше 600 000 тонн отходов, в структуре которых около 10% составляют отходы ЖКХ, примерно столько же – строительства и 75 – 80% – отходы предприятий добывающей промышленности. Причем используется и обезвреживается немногим более половины из них. Кроме того, проблемой наших широт является не только длительность процесса разложения отходов из-за низких среднегодовых температур, но и отсутствие в необходимых объемах плодородных грунтов для послойной изоляции отходов. Эти факторы значительно увеличивают стоимость строительства и эксплуатации полигонов, соответствующих экологическим требованиям, особенно в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Но даже в крупных городах объектов для размещения отходов катастрофически не хватает. 

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года предполагается переход на раздельный сбор отходов, применение жестких санкций за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке. На Ямале первым важным шагом к переходу к новой системе обращения с отходами стало утверждение Территориальной схемы обращения с отходами на 2016 – 2025 годы.  Как рассказал заместитель губернатора автономного округа, директор Департамента государственного жилищного надзора автономного округа Сергей Карасев, Ямал один из немногих регионов в стране разработал данную схему в установленные сроки – до сентября 2016 года. «Следующим этапом реализации реформы станет выбор регионального оператора, отвечающего за всю технологическую цепочку обращения с отходами: от контейнерной площадки до полигона», – отметил руководитель ведомства, сообщив, что его конкурсной отбор должен быть завершен не позднее 1 января 2019 года. 

«На первоначальном этапе надо всесторонне рассмотреть и отбалансировать с точки зрения экономических подходов интересы населения, бизнеса, власти. Особенно важно помочь гражданам разобраться в структуре затрат по утилизации отходов и обосновать их, все должно быть прозрачно. В период роста особенно важно поддержать и инновационные предприятия», – отметил председатель комитета окружного парламента по экономической политике, бюджету и финансам Виктор Казарин.

  Опытом решения проблем в сфере обращения с отходами поделились представители городов Губкинский, Муравленко, Новый Уренгой, а также Надымского и Пуровского районов. Например, заместитель главы Администрации Надымского района Алексей Белокопытов рассказал об экспериментальной работе мусоросортировочного комплекса для твердых бытовых отходов производительностью 50 тысяч тонн в год. На комплекс поступают макулатура, цветные металлы (алюминиевая банка). Поступающие полимерные отходы направляются на завод по глубокой переработке вторичных полимеров в г. Ноябрьск, с работой которого ознакомились участники выездного заседания. 

В свою очередь глава Администрации горда Ноябрьска Алексей Романов подчеркнул масштаб вопроса, вынесенного на заседание, отметив, что участникам удалось затронуть все проблемы: «Ряд вопросов необходимо решать на уровне региональных законодателей, и если часть из них невозможно решить на уровне субъекта, то мы понимаем, что Законодательное Собрание будет выходить на уровень Федерации. Раз собственник, который производит мусор, сегодня должен платить, то у него возникает вполне резонный вопрос – кому и сколько. И человек должен четко понимать, что платит только за себя и знать за что именно. Например, чтобы их деньги, заложенные в общем тарифе, позволяли содержать полигоны надлежащим образом. Раньше мы планировали это содержание, исходя из наших финансовых возможностей, а не объемов. Но на деле фактические объемы ТБО гораздо больше». 

Подводя итоги обсуждения, председатель профильного комитета Дмитрий Жаромских особо отметил, что сегодня удалось собрать за одним столом абсолютно разных участников такого сложного процесса, как обращение с отходами. «У каждого была возможность высказаться и заявить о своих проблемах. Для решения многих вопросов в этой области нужны не только финансы. Я считаю, что нам пора вводить жесткие санкции для недобросовестных отходообразователей. Загрязнять природу должно быть невыгодно и очень дорого. Мы, как законодатели, будем вносить необходимые изменения в действующее законодательство. Нужны своевременные решения. Отрадно, что органы местного самоуправления не стоят на месте. Тема сложная, трудная, но дорогу осилит идущий. Начать нужно с себя, с воспитания детей, молодежи, просвещения граждан. Совместно с общественниками, образовательными учреждениями мы продолжим эту работу», – подчеркнул Дмитрий Жаромских.

 

 

Оставьте свой комментарии