О порядке обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.11.2010) регулирует отношения, связанны с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозку по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещение товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей. Кроме того, названный выше федеральный закон определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования, а так же права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (ч. 2 ст. 1 Федеральный закон от 27.11.2010).

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 27.11.2010 любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В упрощенном порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств).

Рассмотрение такой жалобы осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее 3 часов с момента обращения, о чем по желанию лица составляется соответствующий акт, в котором указываются сведения о лице, рассматривающем жалобу, и заявителе, краткое ее содержание, доводы и основания для принятия решения и принятое решение, а также, в случае отказа в рассмотрении жалобы в упрощенном порядке – причины такого отказа (ч. 4 ст. 49 Федерального закона от 27.11.2010).

Статья 42 Федерального закона от 27.11.2010 содержит требования к форме и содержанию письменного обращения.

Так, жалоба в письменной форме подается в течение трех месяцев непосредственно в вышестоящий таможенный орган либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, и должна содержать наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются, фамилию, имя, отчество лица, место жительства, а также существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

Общий срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня поступления такой жалобы в таможенный орган, правомочный ее рассматривать, который может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем лицу должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин продления.

В пределах сроков рассмотрения жалобы копия решения, принятого по результатам ее рассмотрения, направляется лицу, обратившемуся с указанной жалобой.

Следует отметить, что незаконные, по мнению лица, решения, действия (бездействие) сотрудников таможни могут быть обжалованы также надзирающему транспортному прокурору.

При этом подача жалобы, как в таможенный орган, так и в органы прокуратуры не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд.