История города

ADM RomanovAV

Дорогие друзья, уважаемые земляки!

Сегодня Ямал вступает в эпоху стремительных перемен. Мы становимся свидетелями поистине масштабных проектов. На полуострове Ямал (поселок Мыс Каменный) началась круглогодичная отгрузка ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал "Ворота Арктики".
Впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз сырья начал осуществляться морским путем. Запущена первая очередь завода «Ямал СПГ» проектной мощностью 5,5 млн тонн сжиженного газа в год. Из порта Сабетта покорять международные рынки уже отправлены танкеры с грузом сжиженного природного газа на борту. Строительство транспортной артерии «Северный широтный ход» - следующая точка роста российской экономики.
Мы все понимаем, что многообещающее будущее невозможно без основательного прошлого. Ноябрьск стал судьбой для многих, кто приехал сюда из разных уголков СССР. Люди, которые, начинали освоение Севера в далекие 70-е, доказали, что невозможное возможно! И неслучайно мы с таким уважением относимся к трудовому подвигу наших первопроходцев – людям разных профессий, которые в сложнейших условиях строили и развивали город, добывали нефть и газ, создавали системы образования, здравоохранения, культуры, спорта.
С большой благодарностью я обращаюсь к героям этого сборника. Вы заложили нравственные и профессиональные ориентиры для следующих поколений ямальцев.
Отдельное спасибо за воспоминания детям-первопроходцев, которые взрослели вместе с Ноябрьском. Дорогие друзья, вы выросли в сложное, но удивительное время. Спасибо вам, уважаемые земляки, за ваш труд!

Отрадно, что сегодня историю нашего города и округа мы пишем вместе!      

Алексей Романов
Глава Администрации города Ноябрьска

 

Воспоминания первопроходцев города Ноябрьска

Павел Куприянович Петухов, 1976 год

Место проживания до приезда в Ноябрьск: Крым, город Симферополь.
Дата приезда: 1 декабря 1976 года.
Причина приезда: «Направление Главка Урала и Сибири, Минтрансстроя СССР. Назначен начальником строительно-монтажного поезда № 329 управления «Тюменьстройпуть» Министерства транспортного строительства СССР».
Первые впечатления от встречи с Крайним Севером: «Началась кропотливая работа по формированию коллектива по строительству новой железной дороги Сургут – Уренгой, участка станции Ноябрьская - 201 км (включительно) до разъезда Чугу-Яха 258 км».
Трудности первых лет, интересные случаи из жизни в городе Ноябрьске: «Основная трудность – это доставка строительных материалов, продуктов питания, горючего, отсутствие достаточного количества машин и механизмов, обеспечение жильем, школой и детскими дошкольными учреждениями. У нас не было определенной продолжительности рабочего дня. Слабая связь сдерживала продвижение вперед грузов и всего необходимого для жизни и деятельности. Но когда мы встречались вместе, то делили и хлеб, и соль пополам, независимо какого ты ранга. Руководитель и рабочий имели равные права. Никто никогда не имел зависти к другому».
В чем, на ваш взгляд, сила «притяжения» нашего города: «При условиях жизни, когда запасов было только на несколько дней (продовольствие, стройматериалы), люди трудились круглыми сутками, если это было необходимо. Слово, произнесенное старшими, было законом. Никакой зависти. Злоба и упреки отсутствовали. Очевидно, это и было нормой поведения».
Пожелания юным горожанам: «Мое мнение по определению возрастного положения города: каждый третий житель Ноябрьска – или школьник, или ребенок дошкольного возраста. Это та часть населения, которая воспитывалась в духе любви и уважения к старшим. Учились уважать наши праздники. Гордились, когда скажут бабушки и дедушки: «Лучшего мы не ожидали, мы все отдали, чтобы вы были счастливыми, красивыми, умными и здоровыми духом и душой». Мы все должны помнить, что наше будущее зависит от их счастья, здоровья!»


Леонид Васильевич Тихомиров, 1976 год

Место проживания до приезда в Ноябрьск: поселок Мегион.
Дата приезда: декабрь 1976 года.
Причина приезда: МК-15 передислоцировали на строительство железной дороги Сургут – Уренгой.
Каким видом транспорта добирались: «Приехал на тракторе ДЭТ-250 из Ульт-Ягуна. От Когалыма уже был зимник. По пути буксировали экскаватором. Работал бульдозеристом в МК-15».
Первые впечатления: «Нормальное глухое место. Жила семья ханты за озером Ханто, и всё… Да бригада строителей МК-15 и СМП-329».
Трудности первых лет, интересные случаи из жизни в городе Ноябрьске: «Трудностей хватало. Хотя бы чем семью кормить. Дочь родилась 16 апреля 1978 года, ребенку молока взять было негде…»


Анатолий Федорович Кашенко, 1976 год

Дата приезда: 15 декабря 1976 года.
Каким видом транспорта добирались: самый первый десант.
Первые впечатления от встречи с Крайним Севером: «Впечатления обыкновенные… До этого времени построили железные дороги Ивдель – Обь, Тюмень – Сургут, Сургут – Нижневартовск, впоследствии Сургут – Ямбург».
Трудности первых лет, интересные случаи из жизни в городе Ноябрьске: «Трудностей было много, но наши люди с честью их преодолевали, ибо кому как не строителям всегда достается больше других…»
В чем, на ваш взгляд, сила притяжения нашего города: «Сила притяжения города в том, что мы считаем его своим, даже название Ноябрьск – это наше название».


Николай Николаевич Котов, 1976 год

Дата приезда: декабрь 1976 года.
Причина приезда: «Патриотизм. Желание построить своими руками железную дорогу и видеть, как возле нее растут города. Это здорово!»
Каким видом транспорта добирались: вертолетом.
Первые впечатления от встречи с Крайним Севером: «Я человек лесной и был преисполнен чувством гордости за свою Сибирь и ее бескрайние просторы, а также богатства, которые находятся в недрах этой земли».
Трудности первых лет, интересные случаи из жизни в городе Ноябрьске: «Трудности всегда рядом с нами. Наш дом в МК-15 снимался с места каждые 2-3 года. Вновь поставить поселок в необжитом месте, куда нет дорог, очень трудно. Трудно было пробиваться из поселка Мегион первому отряду с техникой и жильем по тайге и болотам, но шли мы на север настойчиво и не зря. А сейчас охватывает большое чувство гордости – как хорош наш город! Не каждому выдается случай, видеть, как строится город в окружении тайги. А начинал строиться город за болотом, напротив станции Ноябрьск-1. Там, где сейчас расположен Ноябрьск - это его второе место рождения».
В чем, на ваш взгляд, сила притяжения нашего города: «Первыми шли хорошие специалисты, работящий народ. Это были русские, украинцы, татары, белорусы. По мере освоения стало видно, что перспективы у города на жизнь хорошие».
Пожелания городу Ноябрьску: «Желаю процветания и хорошего экономического развития. Жителям Ноябрьска желаю побольше тепла, счастья и согласия в семьях. Молодым – поймать птицу удачи. Поддержите пожилых и наше молодое поколение».


Валерий Алексеевич Махленков, 1976 год

Место проживания до приезда в Ноябрьск: Тюменская область, поселок Мегион.
Дата приезда: декабрь 1976 года.
Первые впечатления от встречи с Крайним Севером: «Сказочная красота, много снега, тайга и сильные морозы. Первое время не было видно птиц. Но зато, к вагонам, где жили люди, прибегали песцы».
Трудности первых лет, интересные случаи из жизни в городе Ноябрьске: «Становление трудовой деятельности началось на Севере, в Усть-Югане, после армии, в 1973 году, а затем в поселке Мегион. Механизированная колонна прибыла в декабре 1976 году в Ноябрьск. С этого момента началось строительство нашего города. Основной работой была отсыпка железнодорожного полотна ударной комсомольской стройки Сургут – Новый Уренгой, так же МК-15 отсыпала площадки под фундамент школ, детских садов и жилых домов. Сначала люди жили без воды, так как она была привозная. Работал я плотником, строил жилье для рабочих. Из продуктов питания привозили в основном консервы. В первые годы жили в щитосборных многоквартирных домах. Отопление печное. Отсутствовало телерадиовещание. Не было детских садов, школ, больницы. Кругом грязь, болота».


Елена Васильевна Тимошкина, 1977 год

Место проживания до приезда в Ноябрьск: Белорусская ССР, Гомельская область.
Дата приезда: 4 января 1977 года.
Каким видом транспорта добирались: автомашиной Краз – везла стройматериалы.
Первые впечатления от встречи с Крайним Севером: «Ехали мы из Ульт-Ягуна по зимнику с остановкой в поселке Когалым. Снега было много, колея глубокая, мороз за 30 градусов. Топливо в машине замерзало, и водителю приходилось останавливаться и паяльной лампой его разогревать. И потому дорога от Ульт-Ягуна до Ноябрьска заняла 16 часов. Приехали. Но Ноябрьск – это несколько палаток, оставшихся с лета от студенческих отрядов, которые прорубали просеку для будущей железной дороги, а также несколько временных построек летнего исполнения – баня, кухня, погреб. Людей тоже около 10 человек. Но это было романтично!»
Трудности первых лет, интересные случаи из жизни в городе Ноябрьске: «Сегодня о трудностях не вспоминается, были молодые, здоровые. Январь, февраль, март жили в палатках. Горит печь – тепло. Дежурный поддерживал огонь, в семейной палатке (три семьи) дежурили по очереди. В апреле совсем ушли из палаток. Потом жили по две семьи в половине вагончика. Численность работников СМП-329 в апреле уже была до 100 человек.
День защитника Отечества, 23 февраля 1977 года, выдался праздничным нерабочим днем. Утром встали, а на градуснике не нашли красного столбика – зашкалило за минус 50 градусов. Палаточный лагерь находился в районе МК-102, но СМП решено было расположить дальше. Рабочие ходили пешком, вырубили и расчистили площадку под вагончики. Обед повара приносили. Несколько раз мне пришлось обедать около костра, в минус 20-30 градусов.
Хлеб привозили - замораживали. А если вовремя не положишь к теплу, то будешь резать пилой. И поэтому свежевыпеченный в мае хлеб – это тоже событие, да еще хлеб получался исключительно удачным.
Надо сказать, что первая половина 1977 года – это трудности, это события. Все новое, все впервые – новый человек, новый дом, новая семья, первый ребенок».
В чем, на ваш взгляд, сила притяжения нашего города: «Город красивый, молодой, чистый, компактный. Это мой город, моя жизнь, мой дом. Я его построила».


Николай Васильевич Лекомцев, 1977 год

Место проживания до приезда в Ноябрьск: Красноярский край, город Ачинск.
Дата приезда: январь 1977 года.
Причина приезда: передислокация МК-87 приказом МПС от 31.12.1976
Каким видом транспорта добирались: санный путь – десант.
Первые впечатления от встречи с Крайним Севером: «Была очень морозная зима, красивая природа, непуганая птица и звери, даже медведи приходили к жилью».
Трудности первых лет, интересные случаи из жизни в городе Ноябрьске: «Жизнь в палатках, 3-4 семьи в вагончике, отопление дровами, бездорожье, гнус. Но жизнь шла, строили дорогу. Летом приехали семьи. Коллектив был дружный, радость и горе делили на всех. При трехсменной работе работали на одну путевку… и так дошли до Ямбурга. Я работал водителем в МК-87 с 1965 года».
В чем, на ваш взгляд, сила притяжения нашего города: «Слов нет – город современный, чистота и красота. Стройки, снабжение и обслуживание на достойном уровне, школ и детских учреждений достаточно, транспорт регулярный, пенсионеры не обижены».

Передислокация первого десанта Механизированной колонны - 15 из рабочего поселка Мегион на место будущего поселка Ноябрьский, ноябрь 1976 г.
Первопроходцы МК-15 Слева направо: Клюкин В.Л, Буйницких А.Ф, Кривоногов С.А, Зиганшин Р.Г, Кузьмин А.А., 1976 г.
Передислокация первого десанта Механизированной колонны - 15, ноябрь 1976 г.
Место дислокации МК-15. Здание котлопункта (т.е. столовой). В палатке размещен склад запчастей, декабрь 1976 г.